Закрываются воздушные и наземные границы, страны, города, дома, люди и лишь одно пространство неизменно продолжает открывать свои окна, оставаясь недосягаемым для коронавируса, — веб-браузер. Насколько безопасно пользователям находиться в самоизолированной по умолчанию Глобальной сети? Что происходит непосредственно с онлайн-гемблингом в целом и всеми его участниками в частности? Животрепещущие вопросы глазами всех заинтересованных.

Содержание статьи

  1. ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ
  2. ОНЛАЙН-ВАКЦИНА ОТ КОРОНАКРИЗИСА
  3. НЕ ВРЕМЯ УХОДИТЬ НА КАРАНТИН
  4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ
  5. ВЫЖИВАНИЕ КРУПНЕЙШИХ
  6. ИГРОВОЙ КОНТЕНТ — КОРОЛЬ ИНДУСТРИИ
  7. САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО

ВЫНУЖДЕННАЯ ИЗОЛЯЦИЯ

До определенного момента можно было смело и открыто сомневаться в том, насколько коронавирус представляет собой серьезную угрозу как для отдельно взятого человека, так и всего человечества. Однако время шло, и цифры, меняя десятки на сотни, а сотни на тысячи, продолжали расти: число инфицированных стремительно увеличивалось, число смертельных исходов заставляло высчитывать процент выживаемости (чуть меньше 16 процентов от всех “закрытых случаев”), число вылечившихся, по сути, нигде отчетливо не фигурировало и не упоминалось (немного меньше 25 процентов официально известных случаев заражения). Как результат, то, что началось с карантина отдельных граждан, закончилось карантином целых стран. Паника и массовая истерия стали неизбежными явлениями будней, как и признание коронавируса пандемией.

Тревога, страх, повсеместные призывы не покидать свои дома и сократить до минимума любое взаимодействие с людьми за пределами своих собственных стен не оставили обществу другого выхода, кроме как найти свое убежище в режиме “online”. Благо компаний с подобным сервисом более чем предостаточно: социальные сети, онлайн-шоппинг (на любой вкус и продукт), мультимедийный контент (например, Netflix), потоковое мультимедиа (как Twitch), видеоигры, онлайн-гемблинг и даже онлайн-богослужения. Еще совсем недавно такой “набор” мог бы стать для многих “идеальным днем”, однако теперь это наша общая действительность. Действительность, цифры которой говорят сами за себя: общее количество пользовательских обращений к интернет-ресурсам увеличилось, по предварительной статистике, на 50-70 процентов, в то время как сфера электронной коммерции за время вспышки коронавируса заметила 5-процентное увеличение доходов, эквивалентное сумме в $175 миллиардов.

Для наиболее эмоционально и психологически уязвимых онлайн-режим может оказаться своеобразным побегом от реальности, от проблем, от своих мыслей, от себя. Поддаваясь панике и впадая в радикальную крайность, человек рискует начать стремительно удовлетворять свои сиюминутные желания, руководствуясь принципом “нечего терять” и сомневаясь в завтрашнем дне. С одной стороны, чрезвычайное положение и социальная изоляция — меры безопасности. С другой — серьезный вызов для человека, оказавшегося вне своей комфортной зоны.

И здесь крайне важно провести черту, которая и задаст вектор данной статьи: как бы ни была востребована в эти дни онлайн-индустрия, что бы ни происходило за окном, следует всегда отдавать отчет своим действиям. Любые разновидности онлайн-развлечений, в первую очередь, вид досуга, который требует определенного самоконтроля так же, как и в случае с алкоголем и курением.

ОНЛАЙН-ВАКЦИНА ОТ КОРОНАКРИЗИСА

Резкий скачок онлайн-активности невозможно игнорировать: за первые два месяца 2020-ого приток китайских игроков на платформы онлайн-казино увеличился на 90% относительно аналогичного периода за прошлый год. Однако ввиду запрета онлайн-гемблинга в Китае местные пользователи вынуждены искать разные пути, самый протоптанный из которых — нелегальный рынок филиппинских операторов, всегда готовый предложить свои услуги.

Справедливо ли так критически игнорировать онлайн-гемблинг? Как со стороны властей Китая, где Макао несет невообразимые потери (за февраль доход от игорной индустрии сократился на 87,8 процентов в сравнении с аналогичным периодом за 2019-ый), так и со стороны других стран, где онлайн-гемблинг до сих пор вне закона. Другой вопрос: как урегулировать онлайн-сферу таким образом, чтобы не пострадала наземная часть индустрии?

В то время как власти Китая не намерены смягчать свою позицию в отношении онлайн-сектора (даже несмотря на потенциальный дефицит в размере $6 миллиардов — результат двухнедельного закрытия игорных заведений в Макау), а следовательно, намеренно отказываются от дохода данной области индустрии, некоторые штаты США всерьез задумались о возможной легализации онлайн-гемблинга, принимая во внимание масштаб эпидемии и потенциальных убытков. Кажется, что одно из наиболее строгих законодательств в отношении онлайн-гемблинга готово смягчить свои взгляды.

Гемблинг-обозреватель, аналитик, а также генеральный директор SpringOwl Asset Management Джейсон Эйдер высказался на данную тему подобным образом: “Только представьте, что MGM Resorts International и Caesars прямо сейчас призывают своих клиентов играть у себя, стимулируя их и предлагая им возможность посетить Лас-Вегас с определенными скидками или бонусами в будущем. Они могли бы стать тесно связанными со своей аудиторией в онлайн-пространстве, открыть для себя новый вид дохода и использовать данные онлайн-гемблинга для того, чтобы предложить своим пользователям лучшие услуги на рынке”.

НЕ ВРЕМЯ УХОДИТЬ НА КАРАНТИН

Все тот же Джейсон Эйдер, имеющий непосредственное отношение к итальянскому беттинг-рынку, отметил, что пока наземные казино и лотереи наблюдают ощутимый упадок, сектор онлайн-беттинга не только ничего не потерял в своих показателях, а, напротив, встретил небольшой прирост. Однако на какие события игрокам совершать ставки, когда самые крупные спортивные соревнования повсеместно приостановлены на неопределенный срок?

Пришло время виртуального спорта и фэнтези-спорта, у которых есть прекрасная возможность выйти из тени традиционных спортивных дисциплин. Популярность виртуального спорта варьируется от рынка к рынку с максимальным спросом в Африке. Однако сейчас разнообразие беттинг-ставок практически не оставляет другого варианта, кроме как обратиться к виртуальному спорту, который, несмотря на свои очевидные преимущества, еще не до конца раскрыл потенциал. Среди причин — низкое качество графики, недостаточно высокий уровень симуляций, минимальная вовлеченность игроков в геймплей.

С другой стороны, не стоит забывать киберспорт, приковывающий внимание миллионов миллениалов. В отличие от классического спорта, киберспорт живет и процветает в своей естественной онлайн-среде, а потому оператором стоит всерьез рассмотреть возможность включения киберспорта в свой спортсбук, а, возможно, и задуматься о создании отдельной платформы, учитывая специфику киберспортивной аудитории, не любящей параллелей с традиционными дисциплинами.

Еще одной из существующих возможностей операторов может стать взаимодействие с ресурсами социального гейминга, четкие границы которого неизменно стираются. Согласно определению, социальный гейминг не является частью гемблинг-пространства, поскольку реальные деньги не имеют отношения к ставкам, при этом они все равно имеют отношения к игровому процессу (внутриигровые покупки). Развивая данную тему, Мэттью Эндербай, автор журнала Gambling Insider, отмечает, что в Великобритании гемблинг как разновидность досуга двигается в сторону названия “гейминг” — другая разновидность досуга. “В Америке это же уже общепризнанный тренд”. Очевидно, что приобретающий популярность тренд по объединению гемблинга и гейминга — лишь вопрос времени и, следовательно, неизбежное будущее индустрии.

Согласно заявлению Telecom Italia, в закрытой от внешнего мира Италии интернет-трафик, увеличился более чем на 70 процентов. Наиболее значимый “вклад” в подобную статистику внес онлайн-гейминг, а в частности игра Fortnite, где пользователи не только наслаждаются геймплеем и UX (с возможностью совершать внутриигровые покупки), но и взаимодействуют друг с другом через внутриигровые чаты.

Внутриигровая коммуникация — как раз-таки то, что и делает как социальные игры, так и социальные казино особенными в своем роде. Социальный аспект превалирует над игровым фактором, при этом не исключая соревновательный. Основной источник дохода для операторов и разработчиков заключается в предложении дополнительной игровой валюты и лутбоксов для поддержания своей активности, когда ежедневные бонусы исчерпаны. Кроме того, для операторов данный сектор мог бы послужить отличным мостиком для привлечения аудитории на платформы своих онлайн-казино, учитывая принятые правительствами разных стран меры. Пользователи неизбежно проводят все больше времени в онлайн-пространстве, а значит все более и более заинтересованы в новых игровых впечатлениях.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Интернет-трафик в период коронавируса вырос настолько значительно, что у людей небеспочвенно начали появляться серьезные опасения на счет жизнедеятельности Всемирной сети. Однако операторам, в распоряжении которых качественная техническая поддержка, бить тревогу преждевременно: увеличение трафика — это однозначно положительное явление, как и разнообразие игрового контента — залог успеха и процветания.

В то время как у аудитории появляется свободное время, предъявляемые требования к продукту со стороны пользователей становятся выше и строже. Учитывая переполненность рынка и уровень конкуренции, операторам не стоит чрезмерно довольствоваться сиюминутными успехами. Напротив, без долгосрочной стратегии риск вернуться на прежний уровень крайне высок. Для того, чтобы сохранить новых пользователей и заинтересовать их своей платформой, очень кстати придут бонусы, программы лояльности, а также VIP-программы.

Так стоит ли охотиться за аудиторией? Охотиться — категорически нет. Привлекать и удерживать — однозначно да. Агрессивные маркетинговые стратегии и затяжные процессы выплат выигрышей на фоне социальной озабоченности и истерии могут вызвать крайне негативный эффект. Например, желание оставить возмутительный отзыв на различных площадках, форумах. Репутация онлайн-платформы — долгосрочная, но весьма деликатная и хрупкая инвестиция, которой не стоит пренебрегать.

Еще одна весьма актуальная дилемма для любого оператора — это рабочий процесс, который потенциально может ощутимо пострадать от экстренно вводимых мер безопасности. Уже отменены крупные мероприятия и события индустрии, в одних странах ограничены часы работы, в других — работодателям рекомендуется предоставлять своим сотрудникам удаленную возможность работы, что чревато утечкой информации из базы данных.

ВЫЖИВАНИЕ КРУПНЕЙШИХ

Как известно, аффилиаты — крайне важное звено iGaming-сообщества. Привлечение трафика и новых игроков на онлайн-платформы операторов, формирование успешной репутации, партнерская реклама и другие инструменты маркетинговых стратегий — всем этим занимаются аффилиаты, для которых онлайн-бум ввиду возросшего числа пользователей Глобальной сети может показаться отменным шансом для намеренного завышения цен, как это происходит в странах с нестабильной экономикой в дни, когда продуктовые полки оказываются пустыми за считанные часы.

В контексте дилемм операторов, связанных с организацией рабочего процесса, услуги аффилиатов приобретают еще большее значение, поскольку именно лидеры мнений (от индивидуальностей до маркетинговых компаний) выступают для аудитории проводником в лучшие из миров онлайн-гемблинга.

Однако сегодня некоторые аффилиаты уже с удовольствием пользуются кризисной ситуацией и злоупотребляют использованием ключевых слов, относящихся к коронавирусу, в целях улучшения ранжирования своих ресурсов в выдаче поисковых систем. Подобная контент-стратегия может прийти не по душе многим операторам - поэтому поставщик программного обеспечения Gaming Innovation Group предлагает бесплатное ПО для мониторинга аффилиатов, которое позволяет операторам удостовериться, что их партнеры не используют подобные тактики для повышения видимости и трафика за счет нерелевантных к гемблинг-индустрии тем. Это яркая иллюстрация непростой ситуации, с которой столкнулись аффилиаты - сегодня им необходимо соблюдать баланс между сохранением актуальности и поддержанием своей репутации на высшем уровне, несмотря на использование обсуждаемой темы кризиса.

Востребованность аффилиатов на сегодняшний момент напрямую зависит от уровня и масштаба их организации и функционирования, а также доверия со стороны пользователей. Так, например, доказавшему свою состоятельность Revenue Lab уже едва ли предстоит бороться за свою клиентскую базу и аудиторию. Репутация на рынке — то, что говорит само за себя.

А вот для аффилиатов только начинающих развиваться настала крайне сложная пора. Оператор, усомнившийся в целесообразности использования их услуг, скорее всего предпочтет того игрока рынка, кто уже доказал свою состоятельность.

ИГРОВОЙ КОНТЕНТ — КОРОЛЬ ИНДУСТРИИ

Насколько возможно предоставить качественный, а вместе с тем захватывающий игровой продукт в крайне сжатые сроки без существующего шаблона — с чистого листа? Без сомнений, возможно, однако едва ли это удастся в период, когда мысли людей если не витают в облаках коронавируса, то точно попадают под его штормовые тучи.

В выигрышном положении оказались те поставщики игр, кто изначально планировал выпуск нового контента на конец зимы — начало весны. По логике вещей их разработки придутся очень кстати как для операторов, стремящихся предложить максимально актуальный продукт, так и для аудитории, оказавшейся волей-неволей в режиме “онлайн” в стенах собственных домов.

Для тех, кто не планировал выпуск новых игр, пришла пора определиться с вектором своей дальнейшей работы. Введенное во многих уголках земного шара чрезвычайное положение ограничивает свободное перемещение по улицам городов, а также коллективные мероприятия. Очевидно, что многоступенчатый процесс создания игрового контента требует времени и усилий не одного сотрудника, а, следовательно, возникает вопрос, реально ли предложить рынку качество, которое обратит на себя внимание, вопреки внешним факторам, напрямую влияющим на производственный процесс? И стоит ли рисковать своей репутацией (в случае неудачного исхода) в погоне за онлайн-бумом?

Не менее актуальная тема — стилистика и тематика контента, а также его игровые функции. Классический подход, пользовавшийся успехом на протяжении многих лет, если не десятилетий, рискует быстро наскучить в столь нервозное время. Как правило, на паническом эмоциональном фоне пользователи в большинстве своем ищут что-то остросюжетное или захватывающее — что-то, что полностью поглотило бы их внимание.

Так, например, традиционные фрукты едва ли возымеют прежний эффект без капли драматизма, а темы древних цивилизаций — без историй, повествующих об угрозах вымирания целого человечества. Среди актуальных стилистик могли бы оказаться весьма популярными тематики, посвященные эпидемиям, зомби, бактериям, блокадам, всяческим апокалиптическим сценариям.

Важно также понимать, что сама по себе тема не может удержать аудиторию без качественно продуманного сюжета и игровых функций. Ненавязчивый образовательный и просветительский посыл, заложенный в игровом контенте, — та характеристика, которая и отличает исключительный слот от заурядного.

Исключительные слоты требуют исключительной атмосферы и исключительных условий. Реально ли в столь нестабильное время создать стабильно захватывающий слот? Ответ за разработчиками.

САМОЕ СЛАБОЕ ЗВЕНО

Попытки сдержать глобальное распространение вируса и введенные меры безопасности буквально уничтожили всю event-индустрию. Спортивные мероприятия, концерты, выставки, конференции — любое событие, собирающее даже от 10 до 30 людей, перестало считаться легитимным во многих странах.

Таким образом, конференции, вносящие внушительный вклад в iGaming-пространство, а вместе с ними и выставки оказались повсеместно отменены или перенесены за исключением тех из них, что могут быть проведены в онлайн-формате. Так или иначе, не самый плохой компромисс с господствующей реальностью!

Но что делать с выставками? Возможно ли их онлайн-проведение?

С технической стороны вопроса, подобная идея не должна казаться утопичной! Продуктам виртуальной реальности и дополненной реальности, о которых уже давно говорят и разработкой которых беспрерывно занимаются (о чем также постоянно сообщают широкой аудитории), пора бы доказать свою состоятельность — если не сейчас, то когда?

Уместно отметить, что в таком случае расходы на организацию выставок вырастут у всех заинтересованных сторон: организаторам предстоит вкладывать внушительные средства для использования новейших технологий, что, естественно, скажется на взносах для участников, намеревающихся презентовать свою продукцию. Приведет ли это к снижению интереса и востребованности выставок? И все ли участники готовы к подобным изменениям? Готова ли сама индустрия?

Есть основания предполагать, что готовность может оказаться вынужденной или, по крайней мере, будет зависеть от продолжительности ограничений, введенных правительствами стран в борьбе с пандемией. Ведь если границы стран не будут открыты в течение следующих нескольких месяцев, то пострадают самые разные сферы онлайн-гемблинга, требующие живого человеческого контакта. Например, партнерские отношения, привлечение инвесторов, совершение сделок, заключение договоров и другие.

Внушительный скачок онлайн-гемблинга, по мнениям экспертов индустрии, явление не крайне продолжительное вне зависимости от последствий коронавируса. С другой стороны, пример нынешней нестабильности мирового порядка наглядно продемонстрировал преимущества онлайн-гемблинга над своим наземным аналогом. В то время как один вид бизнеса практически полностью оказался за чертой своего существования, другой — заметил прирост аудитории и увеличение доходов. Более того, для того сегмента игроков, который заинтересован в активной гемблинг-игре, онлайн-возможность — единственный доступный вариант до тех пор, пока наземные казино не получат зеленый свет на возобновление своей деятельности.

Как бы ни развивались события в дальнейшем, гемблинг-сообществу и всем участвующим сторонам уже сейчас становится понятно, насколько велико легализованное присутствие онлайн-гемблинга, на долю которого приходится более 25 процентов доходов всей индустрии азартных игр. Как бы ни хотелось некоторым признавать, однако онлайн-режим оказался наиболее прочной и безопасной “почвой” под ногами человечества в момент глобальной пандемии. Поэтому знаменитый гамлетовский вопрос “быть или не быть” больше однозначно вопросом не является. Быть. Быть “онлайн”. Быть в режиме “онлайн”!